Особенности расположения октав на гитаре

Расположение октав на грифе гитары отличается от фортепианного. На клавиатуре пианино находится полных — семь, неполных — две. На гитаре количество октав составляет четыре.

Расположение на грифе гитары

Музыкальным интервалом, охватывающим семь ступеней диатонического звукоряда, называется октава. После последней ступени начинается повтор, но уже на другой высоте звучания, который может быть выше или ниже в два раза. Зависит от того, где берется звук.

На заметку! Обозначается восьмеркой и является основой построений аккордов, гамм и арпеджио. Позволяет обогатить композицию и в сольной партии интересно обыграть тональности.

Часто в музыке стиля рок один из гитаристов начинает исполнять прогрессию октавами. Например, песня Spiders, исполняемая группой System Of A Down — один из наглядных образцов наилучшего использования.

Позиции для различных участков становятся универсальными от их метода нахождения на грифе инструмента. Построение октавы от 5 или 6 струнки основано на зажатии необходимой ноты, и затем через одну, струнку, находящуюся правее на 2 лада от взятого звука — октава от шестого лада 6 струнки считается восьмым ладом 4 струнки и т. д. С 5 строение происходит идентичным образом.

Внимание! Для построения от четвертой и третьей струны, используется схожая структура, но звук находится через три лада — октава 5 лада 4 струны располагается на восьмом ладу 2 струнки.

Также показанные схемы могут использоваться при помощи сдвижения в левую или правую стороны нот, находящихся в одном ладу:

  • неполных;
  • бемольных;
  • диезных.

Виды октав на гитаре

 

Октавы на грифе могут быть:

  1. По Гельмогольцу. Обозначения применяются в сборниках по музыке на русском языке: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
  2. Предложенное акустическим сообществом Америки, где субконтроктава обозначается первой, контроктава — второй, и по такой же схеме идет дальнейшее пронумерованное обозначение.

На грифе инструмента имеются следующие октавы:

  1. Первая. Располагается в середине звукоряда. Буквенные обозначения пишутся маленькой буквой. С правой стороны в верхней части находится цифровая нумерация 1.
  2. Вторая. Находится выше первой. Имеет такое же буквенное название. Цифровое обозначение сверху 2.
  3. Третья. Лежит выше второй. Повторное буквенное изображение и цифра три.
  4. Малая. Находится ниже первой. Пишется с маленькой буквы. Не имеет цифровой нумерации: c, d и другие или «до», «ре» и т. д.

Малая октава

Самая низко расположенная, которая находится на струнах басового регистра. Целиком не представлена. Нота «Ми» — самый низкий звук, находящийся на шестой струнке. Самая высокая представлена нотой «Си», лежащей в 7 ладу.

Первая октава

Охватывает третью часть грифа инструмента. За исключением первой, включает все струны.

Вторая октава

Захватывает шесть струн гитары. Она берет начало от звука «До» (С) 20 лада и завершается на первой струне нотой «До» (С) восьмого лада.

Третья октава

Считается самой высокой. Состоит из 1, 2, 3 струн. Нота, позиция которой является самой высокой — звук «Соль» (G), расположенный на 20 ладу.

0 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
1 E F G A H C D E F G A H
2 H C D E F G A H C D E F G
3 G A H C D E F G A H C D
4 D E F G A H C D E F G A
5 A H C D E F G A H C D E F
6 E F G A H C D E F G A H C

 

Цифровое обозначение по левой стороне — струны. Римскими обозначениями показаны лады. Ячейки с пустотами — от основных нот производные.

Латинские обозначения нот:

  • С — «ля»;
  • D — «ре»;
  • E — «ми»;
  • F — «фа»;
  • G — «соль»;
  • A — «ля»;
  • H — «си».

Цветовое обозначение октав на струнах для легкости восприятия:

  • первые — серый цвет;
  • вторые — голубой цвет;
  • третьи — желтый цвет;
  • малые — зеленый цвет.

В схеме наблюдается конкретное закономерное расположение. Октавой выше расположен двенадцатый лад — является повтором нот.

Теперь, зная, как располагаются на грифе гитары октавы, становится легче играть и выучивать музыкальное произведение. Заучивать их нет необходимости, главное — понять принцип строения. Применение октав позволяет расширить границы  мелодических композиций, создавая богатое звучание.

Ссылка на основную публикацию