Особенности игры на гитаре

Научиться играть на гитаре — мечта многих. Звуки струн способны с невыразимой красотой и гармонией воспроизвести нежную мелодию романса, бардовскую песню или взорвать тишину ритмом рок-н-ролла. Чтобы стать профессионалом, нужны долгие годы учебы. Но при горячем желание и наличии свободного времени освоить азы можно за несколько недель.

Знакомство с гитарой

Для самостоятельного изучения приемов игры желательно приобрести личный инструмент, тогда упражняться можно будет в любую удобную минуту.

Несмотря на различные виды — классическая, русская семиструнная, электрическая, фолк или трэвел — конструкция состоит из частей:

  1. Корпус. Пустотелый «сосуд» с отверстием из дерева создает резонанс, усиливающий звуковое колебание струны и обогащающий его индивидуальным тембром. Чем больше размеры корпуса, тем более глубокое звучание инструмента.
  2. Гриф. Длинная плоская или слегка выпуклая «шейка» с металлическими накладками — порожками, разделяющими ее на лады. Как правило, гриф изготовлен из дерева, но встречаются алюминиевые и алюминиево-магниевые варианты.
  3. Головка. Содержит колковый механизм для натягивания струн. При вращении стержней — колков — изменяется высота извлеченного звука.
Внимание! Новичку лучше остановится на классической шестиструнной гитаре с капроновыми или металлическими струнами. Первые — мягкие, не режут пальцы. Вторые жестче, но звучат ярче и громче.

Струны изготавливают из металлической проволоки с оплеткой, капрона или нейлона. Они крепятся к подставке на корпусе посредством «барашков».

Рабочая зона грифа разделена на лады и называется мензурой. Чем она длиннее, тем больше диапазон инструмента.

 

Гриф у «классики» достаточно широкий и удобный, чтобы научиться зажимать струну на нужном ладу. Поверхность его плоская, что облегчает неопытному музыканту взятие баррэ.

Правильная посадка и постановка рук

Правильная позиция при игре на гитаре не менее важна, чем наличие музыкального слуха. Некомфортная посадка или постановка рук приводит к лишней нагрузке на позвоночник, зажиму кисти, боли в мышцах при исполнении баррэ. Звук становится глуше и теряет чистоту, поэтому положение тела и кисти нужно отработать до автоматизма.

Правильной позой гитариста считаются:

  1. Классическая. Левая нога стоит на подставке, гитару располагают под наклоном относительно тела, опирая выемкой на приподнятое бедро. Рука охватывает гриф, при этом не нужно опускать голову, чтобы посмотреть на лады.
  2. Эстрадная. Гитара лежит на бедре, располагаясь почти перпендикулярно телу. Гриф слегка приподнимают, иначе придется держать голову опущенной. Это утомительно и снижает контроль над игрой.

Предплечье правой руки кладут на корпус инструмента, мышцы расслабляют. При игре перебором двигается только кисть. Желательно сохранить это положение и при бое, иначе при движении от плеча потребуются значительные усилия.

В левую руку вкладывают гриф, опирая его на большой палец. Кисть выдвигают вперед так, чтобы получились своеобразные «молоточки» для крепкого зажима струн. Тогда рука перемещается свободно, не затрудняя исполнение аккордов.

Нельзя сдавливать гриф или разворачивать кисть. Каждому пальцу соответствует один лад, это важно, как для соло-партий, так и для аккомпанемента.

Как долго нужно заниматься?

 

Начинающего музыканта интересует, сколько же времени стоит уделять ежедневной тренировке, чтобы научиться быстро играть на гитаре. Это зависит от уровня первоначальной подготовки и запаса свободного времени.

Если уделять занятиям ежедневно хотя бы 40-60 минут, за 2-3 месяца основные приемы усваиваются, приобретается устойчивый навык игры. Слишком усердствовать на начальной стадии не рекомендуется. Нетренированные пальцы быстро устают, а на подушечках неизбежно появляются мозоли. Это довольно болезненное явление, при котором дальнейшие занятия придется перенести на более поздний срок.

Впоследствии, когда мозоли затвердеют, играть на гитаре будет легче и приятнее. Кожа на пальцах перестанет болеть, и ежедневные тренировки продлевают до 1-2 часов.

Максимальную продолжительность упражнений никто не ограничивает. Если занятие приносит удовольствие, то можно отдавать ему все свободное время.

Общие принципы игры

Перед тем как учиться играть на гитаре, следует составить программу. Рекомендации по этапам тренировок предоставляют самоучители. Можно обратиться к профессионалу, владеющему инструментом.

Первый принцип, который необходимо соблюдать, — от простого к сложному. На начальном этапе важно довести до автоматизма постановку рук, отработать извлечение звука. Для этого перед занятием разыгрывают гаммы, которые полезны не только новичкам, но и профессионалам. Они помогают ощутить гитару, прочувствовать жесткость струн, избавиться от зажатости руки.

Но ограничиваться одними гаммами не стоит. Популярная мелодия, даже неумело сыгранная, вдохновит начинающего, придаст уверенности в собственных силах.

 

Второй принцип игры не только на гитаре, но и любом другом инструменте — развитие музыкального слуха и изучение нотной грамоты. Чтобы воспроизвести аккорд, нужно его слышать. А если еще знать правила построения гармоний, это сделать намного проще.

Важно! Чтобы повысить продуктивность занятий, не пренебрегайте изучением теории музыки.

Третий принцип — тренировка и еще раз тренировка. Без нее даже великий талант будет зарыт в землю. Маленькие шаги помогут достичь большой цели. Занимайтесь!

Как играть аккорды

Сыграть любимую песню одновременно с соло-партией и аккордами непросто. Чаще исполнитель поет мелодию и аккомпанирует себе на гитаре. Для этого не обязательно изучить в совершенстве музыкальную науку, достаточно грамотно подобрать аккорды. Они размещены на сайтах в интернете, где гитаристы делятся своими находками. Ноты публикуют также в печатных изданиях, посвященных музыке.

Аккорд — несколько звуков, связанных между собой гармонией. Его обозначают латинскими буквами:

  • А — ля;
  • В — си бемоль;
  • Н — си чистая;
  • С — до;
  • D — ре;
  • Е — ми;
  • F — фа;
  • G — соль.

В зависимости от лада различают мажорные или минорные аккорды. Одни звучат весело, другие – грустно. Минор обозначается буквой m, мажор договорились не указывать. Пониженные или повышенные на половину лада аккорды выделяют диезом ♯ или бемолем ♭.

Принципы построения гармонии в разных тональностях одинаковы. Для удобства пользователей разработаны специальные табулатуры. Наиболее часто используемые аккорды представлены там в схематичном виде — струны с крестиками в месте зажима лада.

Как играть перебором

 

Перебор — поочередный щипок баса и трех верхних струн подушечками пальцев. Последовательность может быть разная:

  • бас — 3 — 2 — 1;
  • бас — 3 — 2 — 1 — 2 — 3;
  • бас — 3 — 2 — 3 — 1 — 3 — 2 — 1.

Звучит это красиво и нежно, но требует автоматизма. Поэтому цель упражнений — закрепить навык, чтобы не отвлекаться при игре на воспроизведение в памяти цепочки перебора.

Для первых занятий выбирают наиболее простую композицию, постепенно переходя на сложные многокомпонентные проигрыши. Очень эффектно звучат сочетания перебора и боя, но для этого нужно отработать обе техники.

Как играть боем

Скользящий удар по струнам в музыкальной терминологии называется боем. Его играют внешней стороной пальцев или ногтями. Для овладения этой техникой выполняют сначала простые, затем более сложные упражнения.

Главная задача боя — извлечь ровный по интенсивности звук из всех струн, выдержать ритм и создать музыкальный рисунок. Подобный метод применяют многие эстрадные рок- и поп-звезды.

У новичков часто пальцы цепляются за струны, выделяя из аккорда отдельные звуки. Со временем это проходит, но требуется упорная тренировка. Начинать нужно с движения вверх-вниз.

Затем бой усложняют, переходя на сочетания:

  • «четверка»;
  • «шестерка»;
  • «восьмерка».

Наиболее красивый — испанский бой с нисходящим, восходящим или кольцевым расгеадо. Его исполняют во время фламенко — зажигательного темпераментного танца жителей южной Андалузии.

Как играть инструментальные или классические произведения

Произведения для струнных инструментов записывают нотами на нотном стане. Сложные построения с музыкальными темами невозможно научиться играть без знания нотной грамоты. По сути — это законченные мелодичные фразы, которыми композитор выражает собственные мысли.

 

Изучение музыкальных текстов для человека, знающего нотную грамоту, — несложная задача. Он как бы читает открытую книгу, состоящую из звуков.

Разбираться в музыкальной грамоте необходимо, чтобы играть по нотам на гитаре в ансамбле. У каждого исполнителя там отдельная партия, которую мало кому удается выучить на слух. Хотя, конечно, встречаются и такие таланты. Совместное творчество — это высокое мастерство, для достижения которого нужно совершенствовать знания и навыки.

Игра с помощью медиатора

Пластинку из кости, пластмассы или металла применяют, чтобы извлечь из инструмента более яркий звук. Струну защипывают медиатором в направлении вверх или вниз. Техника тремоло предполагает быстрое повторение одного или нескольких звуков («переменный штрих»).

Медиаторы, или плектры, используют для игры на акустических или электрических гитарах. Размеры, форма, углы скоса могут быть разными. Популярны среди музыкантов «тяжелого» рока надевающиеся на большой палец мизрабы, медиаторы-когти. При выборе обращайте внимание на удобство устройства, иначе игра превратится в мучение.

Советы по игре

Если принято твердое решение научиться играть на гитаре, воспользуйтесь советами опытных музыкантов:

  • развивайте слух;
  • сидите правильно;
  • не напрягайтесь;
  • занимайтесь регулярно;
  • держите ритм;
  • научитесь самостоятельно настраивать гитару;
  • ухаживайте за инструментом;
  • изучайте табулатуру и нотную грамоту.

Собирайтесь с друзьями вместе и чаще пойте песни под гитару. Тогда результатом обучения станет любимая музыка в вашем исполнении.

Ссылка на основную публикацию